Научно-исследовательская работа — процесс совместной деятельности студентов и педагогов по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
Целью научно-исследовательской работы является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- обеспечение интеграции учебных занятий и НИРС;
- осуществление органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому и научному труду;
- создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;
- расширение массовости и повышение результативности участия студентов в научной деятельности;
- отбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к научной деятельности;
- формирование и развитие у студентов качеств научно-педагогических и научных работников;
- формирование и развитие у будущих специалистов умений вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях и в лечебных учреждениях, способностей быстрой адаптации, приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности;
- освоения методологии и практики планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений; готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке;
- повышение массовости и эффективности НИРС в колледже путем привлечения студентов к исследованиям по наиболее приоритетным направлениям науки, связанным с современными потребностями общества и государства;
- способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Основными видами НИРС являются:
- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов как вероятных суждений об их состоянии в будущем; в большинстве осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы;
- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.